Светлана Гамзаева (психолог, Нижний Новгород)
«Широко закрытыми глазами» Стенли Кубрика ("Eyes Wide Shut") - фильм о том, как умирает страсть в супружестве. И о том, в какие глубины приходится нырнуть, чтобы эта страсть возродилась вновь.
- Дорогая, ты не знаешь, где мой бумажник?
- Кажется, на твоей тумбочке, дорогой.
Она лучше его знает, где лежит его бумажник. Сидя при нём на унитазе, она спрашивает его «как я выгляжу». А он, не взглянув, отвечает «прекрасно». Преуспевающий доктор Билл Харфорд и его очаровательная жена Алиса (Том Круз и Николь Кидман). Они прожили вместе девять лет. Прекрасный брак, хороший дом, милая дочка… Они достигли той степени близости, когда исчезают чувства друг к другу. И желание - прежде всего. Их союз слишком надежен и благополучен, чтобы что-то еще бередить в душе. Им кажется, что оба знают друг друга слишком хорошо. И не видят друг друга.
Первым шагом к возвращению становится ее откровенность. Алиса рассказывает Биллу об одной своей, давней уже, сексуальной фантазии. Однажды ей понравился незнакомый морской офицер, случайно увиденный в отеле. И она стала грезить о близости с ним. Если бы он поманил её за собой, она бы бросила всё и ушла, - признается Алиса мужу. И это признание выбивает доктора Билла из его состояния безмятежной уверенности.
Каково это – ощутить, что женщина, в которой ты был уверен, которая, казалось, принадлежала тебе безраздельно, способна бросить всё и уйти с первым встречным? Нам только кажется, что Другой/Другая могут нам принадлежать навсегда. На самом деле, это лишь сладкая иллюзия.
Так наш герой отправляется в Приключение, в Неизведанное, в Глубины. «Туда, где кончается радуга», - так определил это направление сам режиссер. В фильме – это символические сцены, которые традиционно означают Тьму. Билл оказывается у смертного одра, получает страстное признание в любви почти незнакомой женщины, попадает в гости к больной СПИДом проститутке, бродит по ночному Нью-Йорку… Странный квест, больше похожий на бред, чем на реальные блуждания. Путь внутрь себя, к запретному, темному, пугающему миру неведомого. Метафора омута человеческой души. Ведь только там, во тьме, способно зачаться новое. (И никогда – на свету.)
Не случайно, действие фильма происходит в канун Рождества, и в каждом доме, куда заходят герои, стоит ёлка. Святки – это как раз то время, когда верх и низ меняются местами, когда муть поднимается со дна, и в этой грязной взвеси начинается брожение новых сил.
Наконец, Билл оказывается в старинном замке, на закрытом собрании тайного общества. Там пахнет смертью и вожделением, а лица участников скрыты под венецианскими масками. Там отправляются странные ритуалы и происходят сексуальные оргии. А сам герой подвергается смертельной опасности. Чувствует себя уязвимым, беззащитным, униженным. А в это же время Алиса видит свои сны, которые странно перекликаются с опасными приключениями Билла...
В их истории вообще много странностей. И герой пытается разобраться с ними, начинает своё расследование, пытается выяснить, что с ним произошло. Бродит, расспрашивает, но так ничего и не узнает. Ведь невозможно ничего выяснить, когда пребываешь во тьме. В глубинах психики рациональное бессильно.
Сокровенную жизнь души невозможно перевести на язык буквальных событий. Соприкоснувшись с тайной, нельзя пытаться тут же ее разоблачить. Куда полезнее (и безопаснее) просто склонить перед ней голову и слушать. Именно - широко закрыть глаза.
Желания и чувства умирают именно тогда, когда в отношениях не остается тайны.
Хотя с тайной бывает неуютно. И хочется эту тайну разоблачить.
Помните, как в «Царевне-лягушке» Иван Царевич спалил лягушачью кожу своей супруги? И в результате чуть не потерял свою суженую? Подробную ошибку делают многие, особенно – в браке. Потому что тайна страшит. А семейная жизнь ищет безопасности. На то она и семейная жизнь. Но любовная страсть, желание, от этой безопасности чахнет.
Важно уметь балансировать, удержаться на тонкой кроме между. Уметь погружаться и уметь выныривать. Уходить во тьму и возвращаться к свету.
Вот и Билл с Алисой сумели таки вернуться.
«Что нам делать?» - спрашивает он ее в конце фильма.
«Мы должны быть благодарны за то, что пережили эти испытания, - говорит она. - Не важно, случились они или только приснились».
Замечательно, что оба говорят друг с другом о самом-самом. Даже о том, чего сами пока не понимают. И может быть, даже не поймут.
С семейной лодкой ничего не случится, если она стоит на суше. Но тогда она и не плывет. А стоит оказаться на воде, как тут же начинается качка. Да и протечка часто – тоже. И вы обнаруживаете, что пустились плаванье, полное опасностей. Двое, Он и Она, только мы сами выбираем, хотим ли мы, правда, плыть. Или только делать вид, что вместе.
Сказка примерно о том же
| Фильмы, которые стоит смотреть
весь список фильмов
*Полианна
*Билли Эллиот
*Великан
*Неприкасаемые, 1+1
*Мирный воин
*Цена молока
*Король говорит
* Я - Сэм
* Побег из Шоушенка
* Привычка жениться
* Моя левая нога
* Перемотка
* Достучаться до небес
* Суши-Girl
* Война Роуз
* Натали
* Умница Уилл Хантинг
* Как приручить дракона
* Мистер и миссис Смит
* Общество мертвых поэтов
*Воображариум доктора Парнаса
* День сурка
*Шоу Трумена
* Дьявол носит Prada
*Завтрак у Тиффани
*Широко закрытые глаза
*Ангел А
*Вверх
*Из Африки
*Вечное сиянье чистого разума
*Жизнь прекрасна
*Амели
*Клик
*Тайна мистера Райза
*Скафандр и бабочка
*Легенда Баггера Ванса
*Рататуй
**о синематерапии
|