Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность.
Фаина Раневская
.
ЯЩИК для неприятностей запуск МЕЧТЫ ТО, чего НЕ ХВаТаЕТ обратиться к ДРУГОМУ при- СОЕДНИТЬСЯ ПРИТЧИ написать ПИСЬМО ещё поЧИТАТЬ Посмотреть кино Карта сайта



На этом сайте вы можете:
упаковать то, от чего хотите избавиться
• запустить самоосуществляющееся пророчество
• оформить заявку на то, чего не хватает
• обратиться за помощью
• выбрать подходящий случаю фильм или притчу
• просто почитать
Целительная сила кино

Светлана Гамзаева (психолог, Нижний Новгород)
СТРАХ
Cинематерапия началась с трагедии. Очень давно, еще у древних греков. Эллины первыми заметили, что когда смотришь трагедию в театре и сопереживаешь героям, что-то важное меняется и в тебе самом. Аристотель даже объяснил этот феномен: трагедия «при помощи сострадания и страха производит очищение подобных страстей». «Очищение» по-гречески «катарсис». Слово «катарсис» сегодня вошло в повседневный обиход. И всё – с легкой руки Зигмунда Фрейда.
Фрейд первым понял, что если пациент узнает причины своего расстройства лишь на уровне головы, рационально, от этого мало толка. Важно еще и ПЕРЕЖИТЬ такую догадку всем своим существом. Потому что если человек просто, отвлеченно и холодно, рассуждает о травмировавшей его истории, это ничего не меняет. И только если он впустит туда чувства, если станет не просто думать, а еще и переживать, если откроется свой боли, страху, ненависти, отвращению и… любви, тогда он оказывается по-настоящему вовлеченным, тогда и наступает катарсис – то самое очищение, открывающее забытые пространства души. Очищение как преобразование, а не уничтожение: что казалось грязным, перестает видеться уж настолько противным, что было невыносимым, становится неожиданно посильным. Лишь встречаясь с переживанием, мысль запускает мощную химическую реакцию внутри. И безвыходные ситуации преобразуются в разрешение и путь, меняются привычные взгляды на себя и на мир.
В этом процессе – суть психотерапии. Поэтому театр способен исцелять. И кино – тем более. Ведь в темном зрительном зале или на лежа на своем родном диване зритель вступает с фильмом в весьма близкие отнощения. Тем более, если это хорошее кино с эстетической точки зрения. Психолог Лев Выготский говорил, что искусство вызывает катарсис, потому что художник формой преодолевает содержание. Или можно сказать, что благодаря эстетическому оформлению, наши защиты теряют бдительность, становятся более пластичными, размягчаясь словно пластилин в руках мастера – и мы готовы куда большее принять.

СМЕХ
Лекарством может стать, конечно, не только трагедия. Комедия, например. В объяснении ее рецептурных свойств тоже преуспел Аристотель. Он говорил, что комическое – это безобразие, ни для кого не причиняющее страдания и не оказывающее пагубного эффекта. То, что находилось под запретом, казалось плохим, перестает казаться таким уж ужасным. Комедия создает безопасное пространство смеха. Помогает принять себя в неприглядном виде. «Когда я принимаю себя таким, какой я есть, я изменяюсь» - говорил выдающийся психотерапевт ХХ века Карл Роджерс.
Человек особенно остро нуждается в помощи, когда ему «не до смеха». Но в таком состоянии смех-то как раз и способен помочь, потому что он застает врасплох (как смерть и любовь). «Ха» подобно «аху». Есть у него что-то общее с испугом.
Смех приходит неожиданно, когда мы еще не успели включить свои защиты. И настигает всех наших тараканов своей безудержной волной.
Он доводит до абсурда серьезные, ну очень важные заморочки, мешавшие жить. И то, что казалось очень важным, весьма-весьма значительным, оказывается бессмысленным.
Он делает тебе вызов. Он предлагает проще нестись к самому себе и к своим проблемам. «О, какой я осел!» - это мощный катарсис. Катарсис комедии.
ДАЛЬШЕ

фильмы, которые стоит смотреть