В начало ЯЩИК для неприятностей запуск МЕЧТЫ ТО, чего НЕ ХВаТаЕТ если настигнет ДЕПРЕССИЯ обратиться к ДРУГОМУ ПРИТЧИ поделиться ещё поЧИТАТЬ Посмотреть кино Карта сайта
Что ты на самом деле хочешь?
Иногда бывает страшно просто ступить
 



Светлана Гамзаева (психолог, Нижний Новгород)

«Умница Уилл Хантинг» режиссера Гаса Ван Сента (1997 год) – о преимуществах обоняния перед чтением

Этот фильм уже который год в разных кинематографических рейтингах входит в сотню лучших. А когда только появился в прокате, перегнал по сборам столь кассовые «Звездные войны» в обновленной версии, «Завтра не умрет никогда», «Без лица», «Бэтмен и Робин». Умудрился получить даже два «Оскара» в год такого поглотителя статуэток, как «Титаник»... Так в чем его секрет?

Может быть в том, что в каждом из нас живет… гений. И «Умница» позволяет – пусть чуть-чуть, но – почувствовать его в себе. Свой особенный талант, свою страсть, свою феноменальность.

Уилл Хантинг (Мэтт Деймон) работает в самом престижном технологическом вузе Америки, он моет там по ночам полы. И с ходу, за пару часов, в коридоре решает теорему, над которой лучшие математики трудились не один месяц. Он обладает феноменальной памятью и при этом, кажется, не закончил даже колледж. Молчун, драчун, житель бедной окраины Бостона, поглотитель огромного количества книг, ни одна страница из которых не стерлась из его памяти. Почти случайно он решает сложную теорему «не для средних умов» и оказывается застигнутым на «месте преступления» профессором - с мелом у доски. Профессор, хоть и светило, но светило в творческом кризисе, нуждается в свежих идеях и поэтому берет парня на поруки. И на всякий случай пристраивает к нему психоаналитика (это ж Америка). Хантинг психоаналитикам оказывается не по зубам, играет на их слабостях, ставит впросак. Пока не появляется Шон (Робин Уильямс). Он видит в Уилле не гения, не вундеркинда, а «обкакавшегося мальчика». Боящегося самого себя. Боящегося того, что он может начать рассказывать о своей жизни. Да и не начавшего еще, собственно, жить. «Ты можешь рассказать о Микеланджело всё, но ты не знаешь, как пахнет в Сикстинской капелле, - говорит Шон. - Если я спрошу тебя о любви, ты процитируешь мне сонет, но никогда не чувствовал себя с женщиной полностью уязвимым. Ты не знал женщину, с которой тебе хорошо. Ты не чувствовал себя так, будто Бог специально для тебя послал на землю ангела, который спасёт тебя от глубин ада. И тебе неизвестно, что значит самим быть ангелом для неё», - говорит Шон.

И он задает Уиллу простые вопросы. Например, есть ли у него душевный друг. Тот самый, с которым не страшно раскрывать душу. И который раскрывает душу тебе. Или: «Что ты на самом деле хочешь?». Вопрос вопросов, на который так сложно бывает найти ответ. Но сами поиски уже могут оказаться столь плодотворными…

Он готов всю жизнь остаться чернорабочим в захудалом районе, отказаться от всех перспектив, пренебречь талантами лишь бы ничего не менять. Ведь любой шаг в сторону грозит переменами. А перемены – это страх, боль. Так было всегда, и почему это не случится теперь? Лучше уж пусть ничего не происходит в его жизни, так безопаснее... Он бежит и от отношений, от любимой девушки, потому что не хочет опять быть преданным. Ведь когда-то давным-давно его бросила мать, избивал отчим, отца у него, кажется, никогда не было. И теперь он сам отвергает людей,чтобы они не успели бросить его. «Я люблю тебя», - говорит ему его девушка. И эти слова слышать больнее, чем какие-либо другие. «Не пудри мне мозги!» - почти кричит он в ответ. Лишь бы ушла, лишь бы не попасться в ловушку привязанности. Он бьется в клетке и не видит, что дверка открыта.

Потому что эта дверка - он сам. А у него до сих пор не было ни возможности, ни желания смотреть на себя. Но теперь он, наконец, оглянулся. И уже готов признать себе, что он обладает удивительными способностями к наукам, но пока не понимает, как с этим быть. Готов принять, что «сраный сирота», хотя пока еще скован чувством вины. И, наконец: «Ты видел всё это дерьмо, и это не твоя вина, - говорит Шон, - не твоя вина, не твоя вина, не твоя»,- и гнойник Уилла прорывается слезами. Он рыдает на плече психотерапевта и освобождается от заклятья своего сценария. «Что я хочу?» перестает быть для него риторическим вопросом и даже обретает конкретные ситуационные ответы. И оказывается, не эрудиция или умение решать задачки, а он сам, Уилл Хантинг – и есть его главный талант, его главный феномен. Он сам и его «ХОЧУ», наконец, пустившее ростки из старых корней, его любовь.

И он уезжает из своего родного квартала, ставшего ему ловушкой, и он готов устроиться на настоящую работу, и он отправляется к своей девушке... Он рискует.

Фильмы, которые стоит смотреть

весь список фильмов

*Полианна
*Билли Эллиот
*Великан
*Неприкасаемые, 1+1
*Мирный воин
*Цена молока
*Король говорит
* Я - Сэм
* Побег из Шоушенка
* Привычка жениться
* Моя левая нога
* Перемотка
* Достучаться до небес
* Суши-Girl
* Война Роуз
* Натали
* Умница Уилл Хантинг
* Как приручить дракона
* Мистер и миссис Смит
* Общество мертвых поэтов
* Воображариум доктора Парнаса
* День сурка
* Шоу Трумена
* Дьявол носит Prada
*Завтрак у Тиффани &
*Широко закрытые глаза
*Ангел А
*Вверх
*Из Африки
*Вечное сиянье чистого разума
*Жизнь прекрасна
*Амели
*Клик
*Тайна мистера Райза
*Скафандр и бабочка
*Легенда Баггера Ванса
*Рататуй

**о синематерапии


в начало
обратиться к психологу
Карта сайта