Рассудок, господа, вещь хорошая, это бесспорно,
но рассудок есть только рассудок и удовлетворяет только рассудочной способности человека ,
а хотенье есть проявление всей жизни, то есть всей человеческой жизни и с рассудком, и со всеми почесываниями.
И хоть жизнь наша в этом проявлении выходит зачастую дрянцо, но всё-таки жизнь, а не одно только извлечение квадратного корня.


Федор Михайлович Достоевский «Записки из подполья»

.

ЯЩИК для неприятностей запуск МЕЧТЫ ТО, чего НЕ ХВаТаЕТ если настигнет ДЕПРЕССИЯ к психологу ПРИТЧИ поделиться ещё поЧИТАТЬ Посмотреть кино Карта сайта
Макс Эрнст


На этом сайте вы можете:

упаковать то, от чего хотите избавиться
• запустить самоосуществляющееся пророчество
• оформить заявку на то, чего не хватает
• обратиться за помощью
• выбрать подходящий случаю фильм или притчу
• просто почитать




Презренный интерес
Главный секрет искусства выбирать

Светлана Гамзаева (психолог, Нижний Новгород)

Как нам понять, что лучше? Какой выбор сделать в той или иной сложной ситуации? Часто мы мучаем себя подобными вопросами. Хотя на самом деле, критерий прост. Истинно то, что интересно.
Но мы-то привыкли по-другому. Мы учимся преодолевать себя. А когда научимся окончательно, перестаем жить.
Делать то, что не хочется, считается добродетелью. В обществе существует установка-заблуждение: то, что правильно, всегда натужно. Может быть, это издержки библейского проклятия: «в поте лица будешь зарабатывать хлеб свой». Может, следствие векового существования принудительных общественных институтов (заставить людей подчиняться).
У известного мастера психологических парадоксов Пола Вацлавика есть книга «вредных советов» под названием «Как стать несчастным без посторонней помощи». В ней собраны способы, с помощью которых люди обычно делают себя несчастными. «В нашем мире существует множество людей, считающих непристойным чему-то радоваться, когда планета находится в столь плачевном состоянии, - пишет он. - Следуя такой логике, непозволительно получить удовольствие даже от глотка воды, ведь в этот самый момент, возможно, в каком-то уголке света мучаются от жажды миллионы ни в чем не повинных людей. Но если когда-нибудь, пусть и в отдаленном будущем, в мире все-таки воцарится всеобщее счастье и благоденствие, пессимисты кальвинистского толка все равно не должны вешать носа. Ибо и тогда никто не отнимет у них права использовать универсальный рецепт Ланга — упрекнуть своего безмятежного счастливого партнера: «Как ты можешь смеяться?! Может, ты забыл, что Христос ради тебя принял смерть на кресте?! Думаешь, ему было смешно?» После этих слов должно воцаряться напряженное молчание».
Мы боимся быть счастливыми, потому что начинаем себя чувствовать виноватыми – перед страждущими близкими или перед всем миром. Как будто мы своими неуспехами можем облегчить чье-то чувство страдания. И этим еще более плодим мучения. А ведь единственный способ улучшить этот мир – научиться в нем жить и чувствовать себя счастливым самому.
Или, казалось бы, это должно быть очевидным: то, что вкусно, то и полезно. Было бы наоборот - человечество просто бы вымерло как вид, перетравившись чем ни попадя. Но мы привыкли считать, что во благо именно то, что не вкусно, воспринимая жизнь как лекарство. И, следовательно, своё существование – как болезнь.
Интересность – это и есть тот самый вкус, вкусность. Вкус жизни. Кстати, вездесущие квантовые физики подвели под эту тему и сугубо научную основу.
Известен закон Дойча, который гласит: «Любая интересная задача имеет решение.
Следствие 1: Имманентно нерешаемые задачи имманентно скучны
Следствие 2: В долгосрочной перспективе интересность той или иной задачи – это не вопрос субъективного вкуса, а объективный факт.
Следствие 3: Проблемы того, почему любая интересная задача имеет решение, тоже имеет решение
.
Автор закона Дэвид Дойч – физик, известный специалист по квантовым вычислениям, автор книги «Структура реальности».
Как заметил однажды писатель Милорад Павич, в 21-м веке главным критерием системы образования станет интересность. Правда, мы пожили уже 10 лет, а его предсказание так и осталось пожеланием. Во всяком случае, в России. Что же, система образования консервативна как никакая другая. Мы всё так же заставляем делать своих детей уроки, как когда-то наши родители заставляли нас. И потом сокрушенно обвиняем своих чад в лени. Порой даже не думаем, что делать скучные и часто ненужные задания может быть просто неинтересно, до тошноты. И что в их капризах, на самом деле, наши дети гораздо более подлинны, чем мы - в своей мнимой правильности.
О пользе интереса писал еще французский просветитель 18-го века Клод Адриан Гельвеций: «Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета». В конце концов, интерес – основа любви. «Удовлетворение интереса может привести к укреплению и развитию. Неудовлетворение интереса может привести к депрессии», - строго предупреждает даже Википедия.
Так что если выбор кажется неразрешимым, можно задать простые вопросы: «Что из всего этого мне интересно, что отзывается теплом внутри, что облегчает дыхание? Что из всего этого ПРИКЛЮЧЕНИЕ? Что из всего этого действительно хочется съесть?» Кстати, даже этимология слова «интерес» отсылает к выбору: оно происходит от латинского interesse - первоначально находиться между, пролегать.

побродить еще